Коммерческое предложение – это письменное сообщение конкретным адресатам или неопределенному кругу лиц о вашем желании заключить договор либо начать переговоры о его заключении. Например, это может быть обычное «бумажное» письмо или страница на сайте организации.
Использование коммерческих предложений является во многом стартовой точкой для начала правоотношений между сторонами.
В коммерческом предложении обычно указывается:
- Наименование организации, контактные данные индивидуального предпринимателя либо физического лица.
- Описание предлагаемых товаров (работ или услуг).
- Цена на предлагаемые товары (работы или услуги).
- Иные условия сотрудничества, например, условие о сроках выполнения, гарантийных обязательствах и т.д.
Несмотря на широкую практику применения, в использовании коммерческих предложений есть риски. Рассмотрим их подробнее.
1. Признание коммерческого предложения офертой Ранее мы рассказывали вам про
заключение договора и о том, что договором не обязательно является письменный документ, подписанный каждой из сторон. При определенных условиях заключенным договором также могут признать направленное стороне коммерческое предложение и полученный на него положительный ответ.
Поэтому прежде чем направлять коммерческое предложение, нужно определиться, будет ли оно является офертой, то есть связывающим вас предложением, или направляется исключительно с ознакомительной целью для проведения дальнейших переговоров о заключении договора.
Если вы не хотите связывать себя конкретными условиями и делать ваше коммерческое предложение офертой, то необходимо включить в него оговорку
«не является офертой», а при распространении его среди неопределенного круга лиц (например, при рекламе товара), укажите
«не является публичной офертой».
Теперь ваше коммерческое предложение не будет признано офертой, и вас не смогут принудить исполнять указанные в нем условия.
Если же вы хотите, чтобы коммерческое предложение являлось офертой, то включите в него существенные условия договора. Чаще всего это его предмет, наименование и количество товара. Более подробно об этом мы рассказывали
в этой статье.
2. Срок действия коммерческого предложенияМы рекомендуем указывать срок действия оферты. Если он не определен, то для получения акцепта по общему правилу отводится «нормально необходимое для этого время» (в соответствии со ст. 440, п. 1 ст. 441 ГК РФ). В случае спора такое время будет устанавливать суд и, возможно, вам придется исполнять договор на условиях, которые уже не выгодны.