Как на самом деле заключается договор. Часть 2: без каких условий договор будет считаться незаключенным
Продолжая тему заключения договора, поговорим о его существенных условиях. По российскому законодательству, если стороны не согласовали существенные условия договора, то такой договор не имеет юридической силы и не порождает правовых последствий, прав и обязанностей сторон.

К существенным условиям законодатель относит:

1. Условия о предмете договора.
2. Условия, которые названы в законе как существенные.
3. Условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Разберем все эти условия на примере наиболее часто встречающихся на практике договоров.
Договор поставки (купли-продажи)
  • Наименование товара.
  • Количество товара.
НЕсущественные условия
  • Срок поставки (при отсутствии в договоре поставка осуществляется по требованию).
  • Цена товара (при отсутствии в договоре цена устанавливается как за аналогичные товары при сравнимых обстоятельствах).
Это общие правила. Важно понимать, что есть исключения в виде отдельных видов отношений купли-продажи. Например, договор купли-продажи недвижимости, где в силу прямого указания в законе существенным условием является цена такого объекта.
Договор подряда
  • Конкретный вид работ.
  • Сроки начала и окончания работ.
НЕсущественные условия
  • Место выполнения работ.
  • Цена работ (как за аналогичные работы при сравнимых обстоятельствах).
В подряде как и в поставке есть исключения отдельных видов отношений. В частности, в договоре строительного подряда существенным условием является цена работ.
Договор оказания услуг
  • Конкретный вид услуг.
  • Место оказания услуг.
  • Цена услуг (как за аналогичные услуги при сравнимых обстоятельствах).
  • Сроки оказания услуг (по требованию).
  • Цена работ (как за аналогичные работы при сравнимых обстоятельствах).
И здесь не обойтись без исключений. В нишевых отраслях существенными условиями могут быть и цена, и сроки оказания услуг.
Договор аренды
  • Объект аренды.
  • Размер арендной платы (для зданий, сооружений, земельных участков и т.д.)
  • Срок аренды.
Также имеются исключения для лизинга, объектов теплоснабжения и др.
Коснемся вопроса об условиях, которые одна из сторон считает существенными. Сторона может заявить о таком условии в любой форме, которую можно зафиксировать (письмо, протокол разногласий и т.д.). Если обобщить, то к таким условиям можно отнести практически всё, что угодно: условия о состоянии товара, о сроке аренды, цели использования арендуемого объекта и так далее.
Например, стороны в таком случае не вправе требовать друг от друга исполнения договора (выполнить работу), требовать уплаты штрафов и пеней, применять условия о гарантийном сроке и так далее.
При недостижении соглашения по таким условиям заявитель вправе настаивать на незаключенности такого договора. Если договор признан незаключенным, то права и обязанности сторон по нему не возникают.

Если у Вас возникают вопросы, связанные с договорной документацией, Вы можете обратиться в юридическую фирму «Автор» – наши специалисты всегда помогут с оформлением и заключением.

Автор: Евгений Карманов