Зачастую при составлении договорных документов используются типовые формулировки и стандартные фразы, сложившиеся в работе юристов. Некоторые из них могут вызывать недопонимание между сторонами, поэтому, чтобы взаимодействие по договору было удобным и понятным для сторон, советуем ознакомиться с простыми правилами, которые помогут сделать ваш договор лучше и удобнее.
3 простых правила для составления договора
В договорах часто используются формулировки, которые «перегружают» договор, нарушая тем самым методологический принцип под названием «Бритва Оккама». Он заключается в следующем – не стоит множить сущее без необходимости.
1. Используем только «рабочие» и «календарные» дни.

Нередко в договоре встречаются следующие формулировки – «оплата в течение 5 (пяти) банковских дней с момента отгрузки товара».

Понятия «банковские дни» не закреплено законом, более того «банковские дни» могут существенно отличаться у сторон.

Например, банк, в котором обслуживается Поставщик, работает также и по субботам, однако банк Покупателя работает только 5 дней в неделю. Вот и получается, что один и тот же срок, указанный в договоре может восприниматься сторонами по-разному.

Для того, чтобы избежать такой ситуации, нужно использовать общепринятые и одинаковые для всех понятия – «рабочие дни» и «календарные дни».

Рабочие дни определяются в соответствии с производственным календарем на год и устанавливаются Постановлением Правительства РФ. А календарные дни даже не нуждаются в нормативном закреплении.

2. Убираем «настоящий договор»

«Войско взбунтовалось, говорят – договор… не настоящий!»

Словосочетание «настоящий договор» в большинстве своем не имеет практической цели и смысла. Но до сих пор во многих шаблонах указывается «Настоящий договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу».

Хотя гораздо удобнее будет один раз (например, в самом начале договора) указать следующее:

«...Стороны, заключили настоящий договор (далее по тексту — Договор) о нижеследующем...», и затем везде указывать «Договор» с большой буквы.

Безусловно, такие пункты не особо влияют на исполнение обязанностей сторон по договору, однако читать договор, из которого убрали лишние слова, будет гораздо удобнее.

3. Указываем адреса для получения уведомлений и сообщений по договору

Ранее мы уже говорили о том, что необходимо сделать, чтобы переписка по электронной почте была принята в суде как доказательство по делу.

Действительно, важно прописать в договоре условия о переписке, чтобы они могли достоверно свидетельствовать о том, что стороны используют соответствующие адреса для коммуникации. Их можно закрепить следующим лаконичным пунктом:
«Документы, переданные посредством факсимильной или электронной связи, имеют для обеих Сторон обязательную юридическую силу до момента получения оригиналов. Стороны обязуются не уклоняться от принятия передаваемых документов и уведомлений. Для обмена электронными письмами стороны используют следующие адреса электронной почты:

Сторона-1: …

Сторона-2: …»

Другим важным аспектом является указание почтовых адресов для отправки оригиналов документов либо иных важных сообщений, которые нужно направить не в электронном виде. По смыслу статьи 165.1 Гражданского Кодекса РФ, юридически значимые сообщения направляются по адресу регистрации юридического лица, если в договоре не указано иное.

Если юридическое лицо находится по своему адресу регистрации и регулярно получает почту, тогда в этом нет никаких проблем. Но нередко бывает, что место осуществления деятельности общества – например, главный офис или производство – находится совсем по другому адресу. В этом случае есть риск несвоевременного получения корреспонденции и связанных с этим негативных последствий.

Чтобы избежать таких ситуаций, мы рекомендуем прямо в договоре указывать адреса, по которым стороны обязуются получать письма и прочие сообщения. Сделать это можно следующим образом:

«Все извещения, уведомления и другие письменные документы Стороне-1 направляются по адресу: 620014, г. Екатеринбург, …;

Все извещения, уведомления и другие письменные документы Стороне-2 направляются по адресу: 109012, г. Москва, …»

В указанном случае сомнений относительно адресов, по которым следует направлять почту, не возникает и договорное взаимодействие между сторонами упрощается.

О других способах сделать договорное взаимодействие в вашей компании проще, понятнее и эффективнее, вам могут рассказать специалисты юридической фирмы «Автор», которые обладают значительным опытом в правовом сопровождении корпоративных клиентов.


Автор: Тимур Сафаров


Обсудить статью
Обращаем внимание, что можно указать несколько адресов, либо вовсе указать домен, с которого будет вестись переписка, если в проекте задействованы несколько исполнителей с каждой из сторон.
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Новости, кейсы, обзоры судебной практики
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь c политикой обработки персональных данных