Переписка при помощи электронных средств является в наше время основным способом достижения договоренностей между контрагентами. С помощью мессенджеров и электронной почты стороны обсуждают условия договора, сроки выполнения работ, цену и порядок оплаты, фиксируют факт исполнения обязательств или факт нарушения условий договора, а также обсуждают иные вопросы.
Сама возможность представления в суд переписки в мессенджерах не ставится под сомнение (если все грамотно оформить, заверить надлежащим образом и руководствоваться базовыми нормами процессуального права). Но прежде необходимо соблюсти ряд условий, чтобы такое доказательство отвечало признакам относимости и допустимости.
Сегодня мы расскажем, какие основные правила нужно соблюдать при переписке с контрагентом, чтобы повысить шансы на её принятие судом в качестве доказательства по делу.
1. Нужно доказать, что переписка велась с уполномоченным на это представителем контрагента.
Поэтому первое, что нужно сделать – это предусмотреть в договоре адреса электронной почты и (или) номера телефонов лиц, с которыми планируется обговаривать значимые условия.
Это позволит идентифицировать отправителя и получателя сообщений.
Если же контрагент приглашает вас общаться посредством почты или по номеру телефона, не прописанным в договоре, то обязательно следует обратить внимание на следующие
факторы:
– новый адрес или телефон недвусмысленно указаны в письме, полученном с электронной почты или с телефона, прописанных в договоре, либо эти данные содержатся в других договорах с тем же контрагентом;
– принадлежность электронной почты определенному лицу ранее была подтверждена решением суда по другому делу;
– адрес электронной почты указан в качестве контакта на официальном сайте контрагента.
Необходимо также учитывать, что если адрес электронной почты контрагента содержит корпоративный домен (например, ab@avtor-law.ru), то это повышает безопасность переписки.
2. Содержание переписки должно четко показывать,
о чем конкретно идет речь.
Важно, чтобы из переписки можно быть сделать вывод, какая именно
ситуация является ее предметом. К примеру, в сообщениях должно
быть отражено, в отношении какого договора велась переписка,
при каких обстоятельствах был утрачен груз, в отношении какого именно товара заявлено о наличии недостатков и т.п. Если из переписки прямо не следует, что стороны вели переговоры по спорному вопросу, суд не примет во внимание представленную переписку и посчитает недоказанными обстоятельства, на которые ссылается сторона.
Именно поэтому при ведении переписки нужно постараться четко прописать, что является предметом договоренности, конкретно установить необходимые суммы, сроки, требования к контрагенту и завершить всё недвусмысленным выводом.
При выполнении названных рекомендаций шансы успешного представления переписки по электронной почте и в мессенджерах в качестве доказательства юридически значимых фактов в суде существенно повысятся.
Если вам необходима консультация по правовым вопросам, вы всегда можете обратиться к специалистам юридической фирмы «Автор».
Автор:
Андрей Брунцов