Ведение переписки с контрагентами в мессенджерах и по электронной почте
Переписка при помощи электронных средств является в наше время основным способом достижения договоренностей между контрагентами. С помощью мессенджеров и электронной почты стороны обсуждают условия договора, сроки выполнения работ, цену и порядок оплаты, фиксируют факт исполнения обязательств или факт нарушения условий договора, а также обсуждают иные вопросы.

Сама возможность представления в суд переписки в мессенджерах не ставится под сомнение (если все грамотно оформить, заверить надлежащим образом и руководствоваться базовыми нормами процессуального права). Но прежде необходимо соблюсти ряд условий, чтобы такое доказательство отвечало признакам относимости и допустимости.

Сегодня мы расскажем, какие основные правила нужно соблюдать при переписке с контрагентом, чтобы повысить шансы на её принятие судом в качестве доказательства по делу.

1. Нужно доказать, что переписка велась с уполномоченным на это представителем контрагента.

Поэтому первое, что нужно сделать – это предусмотреть в договоре адреса электронной почты и (или) номера телефонов лиц, с которыми планируется обговаривать значимые условия.

Это позволит идентифицировать отправителя и получателя сообщений.

Если же контрагент приглашает вас общаться посредством почты или по номеру телефона, не прописанным в договоре, то обязательно следует обратить внимание на следующие факторы:

– новый адрес или телефон недвусмысленно указаны в письме, полученном с электронной почты или с телефона, прописанных в договоре, либо эти данные содержатся в других договорах с тем же контрагентом;
– принадлежность электронной почты определенному лицу ранее была подтверждена решением суда по другому делу;
– адрес электронной почты указан в качестве контакта на официальном сайте контрагента.

Необходимо также учитывать, что если адрес электронной почты контрагента содержит корпоративный домен (например, ab@avtor-law.ru), то это повышает безопасность переписки.

2. Содержание переписки должно четко показывать,
о чем конкретно идет речь.

Важно, чтобы из переписки можно быть сделать вывод, какая именно
ситуация является ее предметом. К примеру, в сообщениях должно
быть отражено, в отношении какого договора велась переписка,
при каких обстоятельствах был утрачен груз, в отношении какого именно товара заявлено о наличии недостатков и т.п. Если из переписки прямо не следует, что стороны вели переговоры по спорному вопросу, суд не примет во внимание представленную переписку и посчитает недоказанными обстоятельства, на которые ссылается сторона.

Именно поэтому при ведении переписки нужно постараться четко прописать, что является предметом договоренности, конкретно установить необходимые суммы, сроки, требования к контрагенту и завершить всё недвусмысленным выводом.

При выполнении названных рекомендаций шансы успешного представления переписки по электронной почте и в мессенджерах в качестве доказательства юридически значимых фактов в суде существенно повысятся.

Если вам необходима консультация по правовым вопросам, вы всегда можете обратиться к специалистам юридической фирмы «Автор».


Автор: Андрей Брунцов
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2020 по делу А60-30970/2020:

Удалось доказать, что электронная почта, по которой велась переписка и направлялись юридически значимые сообщения, принадлежит уполномоченному представителю контрагента, т.к. была корпоративной, несмотря на то, что в договоре указана не была. Благодаря этому взыскали в пользу клиента задолженность по арендным платежам, неустойку за просрочку, суд расходы и т.д.
Постановление 9 Арбитражного апелляционного суда г. Москвы от 26.01.2018 по делу А40-237093/16:

Суд отказал в удовлетворении иска и взыскании денежных средств за поставку товара с Ответчика. Истец пытался аргументировать свои доводы с помощью переписки, но суд её не принял, указав на невозможность установления её относимости к спорному товару.
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Новости, кейсы, обзоры судебной практики
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь c политикой обработки персональных данных