Что учитывать при восстановлении срока на принятие наследства
Мы занимаемся не только наследственными спорами, но и помогаем принять наследство – даже когда срок в шесть месяцев пропущен. Это процедура со множеством нюансов и лучше обратиться к опытным юристам. Мы поможем без лишних нервов разобраться со всеми деталями и пройти эту процедуру с уверенностью в результате.

Рассказываем, с какими неожиданными нюансами столкнулись наследники (и суды) в одном из дел, и на что можно обращать внимание суда, если срок на принятие наследства пропущен.

Наследники по завещанию – племянники наследодателя – узнали о смерти тети от ее сына. Но только он смог их разыскать лишь спустя 10 месяцев после смерти наследодателя, в связи с чем нотариус отказала в оформлении наследственных прав. Шестимесячный срок на принятие наследства был пропущен.

Истцы обратились в суд с требованием о восстановлении срока. Они ссылались на то, что они не знали и не могли знать о том, что на их имя составлено завещание и что они являются наследниками умершей. Суды всех инстанций отказали, а Верховный суд РФ вернул дело на новое рассмотрение.

Позиция Верховного суда:

1. Не получили правовой оценки судов обстоятельства, указанные Истцами в качестве уважительных причин пропуска срока. Они не знали и не могли знать о том, что являются наследниками умершей.

2. Не учтено, что Истцы не относятся к категории близких родственников в контексте Семейного кодекса РФ. По закону обязанности по содержанию и оказанию помощи наследодателю не имелось.

3. Материалами дела подтверждено, что Истцы поддерживали родственные отношения с наследодателем и проявляли о ней должную заботу, предполагаемую в условиях проживания в разных странах и исходя из степени родства. Например, они созванивались раз в полгода/год и в праздники. До них тесные отношения поддерживала с тетей их мать, которая умерла несколько лет назад.

4. Истцы в период с июля 2020 года по июнь 2021 года пытались дозвониться до наследодателя, но не смогли. Поскольку с другими родственниками связь не поддерживалась, они не имели возможности получить информацию о состоянии здоровья наследодателя.

5. Отсутствие у Истцов личных страниц в социальных сетях не позволило их найти в 6-ти месячный срок.

6. Истцы являются гражданами Румынии, постоянно проживают там с рождения, информацией о возможности поиска в РФ наследственных дел они не обладали.

7. Истцы обратились к нотариусу в течение 6 месяцев с момента, когда им стало известно о смерти наследодателя. В связи с этим срок вступления в наследство пропущен ими незначительно.

Так, благодаря грамотно собранным доказательствам и оценке огромного комплекса фактов, представителям Истцов удалось убедить Верховный суд в том, что есть возможность получить наследство. Постановления нижестоящих судов были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Новости, кейсы, обзоры судебной практики
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь c политикой обработки персональных данных