«Незаменимых нет». Порядок смены директора и необходимые действия
Директор компании – ее главное лицо, тот, кто представляет организацию без доверенности во всех государственных органах и в отношениях с контрагентами, и принимает решения о текущей деятельности.

Однако директор не является незаменимым, он может быть сменен по решению учредителей компании.

В нашей статье мы расскажем вам о порядке смены директора и о том, какие действия необходимо осуществить уже после изменения сведений о директоре в ЕГРЮЛ во избежание проблем в хозяйственной деятельности.

1 этап: Принятие решения о смене директора Общества

Вопрос смены директора (если уставом он не отнесен к компетенции совета директоров) может решаться как на очередном, так и на внеочередном общем собрании участников. В большинстве случаев данный вопрос решается на внеочередном общем собрании участников, которое созывается по общим правилам, установленным ст. ст. 35 и 36 Закона об ООО.

Повестка дня общего собрания участников, созываемого при смене директора ООО, первоначально формируется директором самостоятельно или включает вопросы, предложенные лицом, требующим смены директора. При этом она обязательно должна содержать как минимум два вопроса:

1) о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа;
2) об избрании единоличного исполнительного органа.

2 этап: Изменение сведений в ЕГРЮЛ

Для внесения в ЕГРЮЛ информации о новом директоре нужно подать заявление в налоговую инспекцию (единый регистрационный центр) по месту нахождения общества (пп. «л» п. 1, п. 5 ст. 5, п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП). Сделать это нужно в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения.
Заявление составляется по форме N Р13014 (утв. Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@). В нем нужно заполнить титульный лист, лист П, а также лист И. Лист И заполняется и в отношении прежнего директора и в отношении нового. Время от времени форма этого заявления меняется, поэтому мы рекомендуем проверять актуальность сведений или доверить эту процедуру практикующим специалистам.
Подписывает заявление новый директор. По общему правилу подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (кроме случаев, когда документ подписан электронной цифровой подписью).

Подать заявление можно:

1. Путем обращения в налоговую инспекцию лично директором;
2. Через нотариуса при личном обращении директором, но за дополнительную плату;
3. Через Госуслуги. В данном случае заявление должно быть подписано электронной цифровой подписью;
4. Почтовым отправлением с объявленной ценностью.

Госпошлина за внесение изменений в ЕГРЮЛ для смены директора не уплачивается. Налоговый орган должен зарегистрировать изменения в течение 5 рабочих дней со дня подачи документов.

3 этап: Действия после смены директора в ЕГРЮЛ

После того, как получен лист записи о смене директора и новый директор официально значится в ЕГРЮЛ, необходимо сделать несколько важных действий:

1. Обратиться во все обслуживающие банки с целью уточнения информации

Конкретный срок обращения законом не установлен, но лучше сделать это как можно быстрее. Поскольку именно директор является лицом, которое от имени компании распоряжается денежными средствами, уведомление банков необходимо для корректного осуществления платежей от имени организации, формирования верного ключа подписи и внесения изменений в карточку подписей организации.

2. Обратиться в налоговую инспекцию для формирования электронного ключа (токена)

В настоящий момент наиболее удобной формой сдачи налоговой отчетности является подача отчетности в электронном виде. Для использования такого способа обществу необходимо оформить электронный ключ, который выдается исключительно в налоговой инспекции.

Для формирования ключа необходимо представить паспорт и СНИЛС директора, сведения об организации (ИНН, ОГРН). Сам ключ можно приобрести в налоговой инспекции.

3. Уведомить контрагентов о смене директора общества

Вопреки распространенному мнению, никаких дополнительных соглашений и изменений договоров не требуется. Все достигнутые договоренности продолжают действовать, и для нового директора все договоры, которые были заключены предыдущим руководителем, тоже продолжают действовать.

Однако смена директора – это важное событие в жизни компании, и для контрагентов оно также может иметь существенное значение, поэтому правилом делового оборота является направление короткого уведомления о том, когда и на каком основании сменился директор.

4. Смена аккаунта на Госуслугах

В условиях сегодняшних реалий многие государственные органы стремятся сократить количество отправляемой бумажной корреспонденции, поскольку это долго и неэкономично. К тому же, начатый еще в 2011 году тренд на цифровизацию в органах государственной власти с каждым годом только увеличивается.

Поэтому очень важным ресурсом получения информации стал портал государственных услуг и многие уведомления приходят директору компании именно туда. В частности: информация о наличии административных и налоговых штрафов, информация об исполнительных производствах, повестки с вызовом в суд и многое другое.

Поэтому после смены директора важно иметь такой канал связи как личный кабинет на Госуслугах. Кроме того, сейчас привязка аккаунта компании к личному аккаунту директора происходит автоматически.

В нашей статье мы описали базовый порядок действий по смене директора компании. Безусловно, некоторые ситуации требуют специальных мер и персонального подхода. Сотрудники фирмы «Автор» имеют широкий опыт сопровождения хозяйственной деятельности компаний и помогут вам подобрать оптимальные решения для вашей ситуации.


Автор: Тимур Сафаров


Обсудить статью
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Новости, кейсы, обзоры судебной практики
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь c политикой обработки персональных данных