С 2015 года использование печати организацией трансформировалось из обязанности в право. Поговорим о достоинствах и недостатках её использования, но для начала – немного о печати как таковой.

Определение, что такое печать и для чего она используется, в законодательстве не закреплено. Разве что ГОСТ указывает, что «печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах».

Требование к печати одно – она должна содержать фирменное наименование общества. Все остальные реквизиты (ИНН, ОГРН, адрес, логотипы, изображения и т.д.), а также форма печати (круглая, квадратная, ромбовидная и т.д.) и цвет остается на усмотрение организации.

Начиная с 2015 года организации могут действовать без печати. Если организация действует без печати – она не использует ее нигде, ни в каких документах. А если все-таки организация использует печать, то ставить ее в большинстве ситуаций – это право, и только для некоторых случаев – это обязанность. Законом предусмотрены такие обязательные случаи, при этом они довольно частные и практически не используемые в обычной хозяйственной деятельности, за исключением доверенностей. Что примечательно, в документах, где чаще всего мы используем печать (договоры, акты выполненных работ, товарные накладные и т.д.), она не требуется.

Теперь о главном. С одной стороны, наличие печати создает ощущение дополнительного реквизита, дополнительной защиты от несанкционированных действий сотрудников и мошенников, но, к сожалению, это не так.

Всем известные «палки в колеса» вставляет ст. 182 ГК РФ, а именно её положение:

«Полномочие может также явствовать из обстановки, в которой действует представитель».

Здесь и начинается самое интересное. Банальный пример: общество заключило договор на оказание услуг, а неуполномоченный сотрудник (без согласования и без доверенности) подписал акты и поставил печать. Несмотря на отсутствие оказанных услуг придется их оплачивать – шансы победы в суде близки к нулю.

А дело в том, что контрагент, представляя в суд такие акты, будет настаивать на той самой 182 статье, и суд с ним согласится, так как «Доступ к печати и нахождение на рабочем месте могут свидетельствовать о наличии у работника полномочий из обстановки».

Несколько выдержек из судебной практики:
Использование печати
в организации. Во спасение или во вред?
«Полномочия могут подтверждаться не только выданной представителю доверенностью, но и явствовать из обстановки, в которой действует представитель, в частности, из наличия у него доступа к печати представляемого лица и нахождения его на рабочем месте.
Несмотря на отсутствие в актах расшифровок подписей сторон, они скреплены печатями истца и ответчика.
О фальсификации актов ООО «КТК» не заявляло. Доказательства утраты печати компании либо неправомерного распоряжения печатью третьими лицами, в целях неправомерного возложения на ответчика обязательств, последним не представлены.
Поскольку, указанные документы подписаны со стороны компании, скреплены ее печатью, в них также имеется отметка о выполнении услуг полностью и в срок, а у заказчика претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеется, то данные документы подтверждают факт оказания ответчику услуг в указанном в них объеме».
«Довод о том, что в представленных ТТН не подтверждены полномочия подписавших их лиц, обоснованно отклонен, поскольку полномочия на получение товара, доставленного покупателю, могут подтверждаться не только выданной представителю доверенностью, но и явствовать из обстановки, в которой действует представитель, в частности, из наличия у него доступа к печати представляемого лица и нахождения его на рабочем месте».
«Полномочие может явствовать из обстановки, в которой действует представитель (…) действия работников представляемого по исполнению обязательства исходя из конкретных обстоятельств дела могут свидетельствовать об одобрении при условии, что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей или основывались на доверенности либо полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали, в частности, из наличия у него доступа к печати представляемого лица и нахождения его на рабочем месте.
Обстоятельства проставления в спорных накладных печати помимо воли покупателя не установлены, сведения об обращении ответчика в следственные органы по поводу хищения печати, отсутствуют. Отсутствие такого обращения с учетом обстоятельств данного конкретного дела означает, что комбинат знал, по какому поводу и кем используется его печать, вверив печать лицам, фиксировавшим получение товара от общества»
.

Иными словами, всё, что сотрудник подписывает с использованием печати, с высокой долей вероятности суд сочтет подписанным от лица организации.

Снижение таких рисков возможно несколькими способами: полностью отказаться от печати и оставить только собственноручную подпись руководителя; отказаться от печати и использовать ЭЦП; если всё же печать иметь хочется, следует заняться оформлением и учетом движения печатей в организации: утвердить несколько видов печатей для разных отделов/филиалов/документов, назначить приказом ответственных за хранение печатей лиц, завести журналы учета и движения печатей и т.д.

Подводя итог, очевидным становится факт, что в недалекой перспективе хозяйствующие субъекты повсеместно откажутся от использования печати. Использование её в большинстве случаев не обязательно, риск подделки печати слишком высок, а за халатное обращение с печатью, возможно, придется долго расплачиваться.


Автор: Евгений Карманов


Обсудить статью
ПОДПИСКА НА НОВОСТИ
Новости, кейсы, обзоры судебной практики
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь c политикой обработки персональных данных